Математическая
гармония Пифагора
Большую роль в развитии
задач на построение сыграл Пифагор
(около 580 - 500 годов до н.э.). По
свидетельству греческого историка
математики Прокла (412 - 485 годы),
"Пифагор впервые разработал
принцип геометрии и теоремы
невещественным разумным путем".
Пифагор и его ученики потратили
много сил, чтобы отдельным
геометрическим сведениям,
состоящим до того времени из набора
интуитивных правил, придать
характер настоящей науки,
основанной на логических
умозрительных доказательствах. С
именем Пифагора связана теорема,
согласно которой в прямоугольном
треугольнике квадрат гипотенузы
равен сумме квадратов его катетов.
По-видимому, эту теорему сам
Пифагор (или его ученики) доказывал
при помощи геометрических
построений, опираясь на понятие
равновеликости равносоставленных
фигур.
Пифагору приписывается
еще ряд замечательных открытий,
наиболее важные из которых
следующие:
1. Теорема о сумме
внутренних углов треугольника.
2. Задача о покрытии.
Пифагор путем построения и
некоторыми рассуждениями показал,
что плоскость может быть заполнена
(покрыта) без наложений или
правильными треугольниками, или
квадратами, или правильными
шестиугольниками.
3. Геометрические способы
решения квадратного уравнения.
4. Правило решить задачу:
"По данным двум фигурам
построить третью, которая была бы
равновелика одной из данных и
подобна другой".
Прокл и древнегреческий
историк Плутарх (около 46 - 126 годов),
автор "Сравнительных
жизнеописаний", утверждают, что
Пифагор решил следующие задачи на
построение:
1. Построить среднюю
пропорциональную между двумя
данными отрезками.
2. На данном отрезке
построить параллелограмм, равный
данному и имеющий угол, равный
заданному углу.
3. Построить правильный
пятиугольник. Пифагор и его
ученики, кроме правильного
пятиугольника, умели строить
правильные многоугольники, у
которых число сторон равняется 3, 4,
6, 8, 10, 16. Но они были совершенно
бессильны в построении правильных
семиугольников, девятиугольников
и одиннадцатиугольников.
А знаете ли вы, что
музыкальная гамма родилась именно
с помощью математики, и изобразил
ее сам Пифагор?
В музыке существует такое
понятие как среднее гармоническое.
Выясним, что такое среднее
гармоническое. Но для этого
вспомним сначала, что такое
среднее арифметическое и среднее
геометрическое.
Среднее арифметическое
двух чисел — это половина их суммы.
А среднее
геометрическое двух чисел есть
корень квадратный из их
произведения.
Но вернемся к Пифагору и к
связи между музыкой и математикой.
Пифагор занимался
гармонией. А гармония для Пифагора
была понятием широким. Он искал ее
и в геометрии, и в арифметике, и в
движении небесных тел, и в музыке.
И находил во всех этих областях
науки общие законы гармонии.
Пифагор создал целое учение о
гармонии и главную роль в этом
учении отводил числам. Особое
значение придавал он первым
четырем числам натурального ряда —
1, 2, 3 и 4. По его мнению, эти числа
лежат в основе всякой гармонии...
Пифагор считал эти числа
фундаментом мировой гармонии. Он
пристально изучал их отношения,
или, лучше сказать, соотношения, и
очень неожиданно применил их в
музыке.
Возьмем скрипку и
познакомимся с изобретением
Пифагора на личном опыте. Вот
струна. Ущипни-ка ее. А теперь
прижми струну к грифу точно
посередине и ущипни ее еще разок...
Слышишь? Этот звук получился
гораздо тоньше первого, или, как
говорят музыканты, выше. Разность
этих высот, или, как говорят,
интервал между ними, принято
называть октавой. И получилась
октава оттого, что струну
разделили в отношении 2:1.
Теперь разделим струну
на три части и прижмем на
расстоянии двух третей. Ну-ка, что у
нас получилось?
Получился звук хоть и
повыше, чем тогда, когда дергали
целую струну, зато чуть пониже, чем
когда разделили струну на две
части.
Звук при этом получается
выше не на октаву, а на так
называемую квинту. И происходит это
тогда, когда струну делят в
отношении 3 : 2. А теперь разделим
струну в отношении 4:3. Попросту
прижмем ее на расстоянии трех
четвертей. Что получилось?
Получился звук еще чуть ниже, чем
тогда, когда мы ущипнули две трети
струны. Этот интервал между высотой
звучания всей струны и высотой
звучания трех ее четвертей
называется квартой.
Вычислим, во сколько раз
октава больше кварты.
Для этого надо найти, во
сколько раз отношение 2 : 1 больше
отношения 4 : 3.
Надо разделить на :
- это
квинта, которая получается, когда
струну делят в отношении 3 : 2.
Но что из этого следует?
Из этого следует, что
октава состоит из квинты и кварты.
Сами названия
"квинта" и "кварта"
появились гораздо позднее (это уже
другая история).
А теперь выясним, во
сколько раз квинта больше кварты.
Интервал, равный девяти
восьмым, условились считать за один
музыкальный тон.
Разберемся же, наконец,
что такое среднее гармоническое.
Дело в том, что, кроме чисел 1, 2, 3 и 4,
Пифагору приглянулась еще одна
четверка чисел: 6, 8, 9 и 12. Они
полюбились ему уже хотя бы потому,
что отношение 12:6 равно отношению 2 :
1 и дает октаву, отношение 12 : 8
равно отношению 3 : 2 и дает квинту, а
отношение 12 : 9 равно отношению 4 : 3 и
дает кварту. Пифагор обратил
внимание также на средние числа
этой великолепной четверки — 8 и 9.
Здесь интересно вспомнить, что
отношение 9 : 8 соответствует одному
тону.
Что же замечательного
нашел Пифагор в этих числах?
Во-первых, девять — это среднее
арифметическое шести и
двенадцати, то есть крайних чисел
этой четверки:
А восемь — это их среднее
гармоническое.
Мириады Архимеда
Прошло уже больше двадцати двух столетий, как на острове Сицилия, находящемся в Средиземном море, в городе Сиракузы в семье греческого астронома и математика родился мальчик. Впоследствии он станет известен всему миру под именем Архимеда — величайшего математика. Отец мальчика Фидий много внимания уделял воспитанию и обучению сына. Архимед, как губка, впитывал в себя все, чему учил его отец, и вскоре ученик перерос своего учителя.
Архимед отправляется в
Александрию — мировой центр науки
и культуры. Там, в Александрийской
академии, он внимательно и прилежно
изучил многие рукописи из семисот
тысяч, хранившихся в
Александрийской библиотеке.
Возвратившись на родину,
он сделал ряд замечательных
открытий и изобретений. Он
изготовил прибор и с его помощью
измерил поперечник (диаметр)
Солнца. Он сделал небесный глобус,
который вращался при помощи струи
падающей воды. На этом глобусе
можно было наблюдать движение
планет, солнечные и лунные
затмения, смену фаз Луны.
Архимед изобрел машину
"улитка", которая орошала поля,
винт, благодаря вращению которого
можно было перекачивать по трубе
жидкость (такой винт используется
сейчас в мясорубках и в ряде других
машин). Ученый разработал систему
блоков, которая позволяла
передвигать громадные тяжести. И
это далеко не полный перечень всех
изобретений Архимеда.
Архимеду приписывают
крылатую фразу: "Дайте мне точку
опоры, и я поверну Землю".
Об этом ученом уже при
жизни ходили легенды. В одной из них
говорится, что Архимед, с помощью
созданных им механизмов, легким
движением руки спустил с берега в
воду тяжелый корабль, который не
могли сдвинуть с места несколько
десятков рабочих. В другой легенде
сказано, что с помощью нескольких
зеркал Архимед направил солнечные
лучи на вражеский корабль, и он
загорелся. Огонь, перекинувшись на
другие суда, сжег весь римский флот.
В то время римляне вели войну с
городом-государством Сиракузы и в
течение трех лет не могли взять
главный город. Возглавляя оборону
города, Архимед приказал
изготовить разнообразные
метательные орудия, ранее
невиданные. Мощные метательные
машины забросали осаждавших
камнями. Не спаслись враги и у стен
города — легкие метательные машины
поразили их градом ядер. Благодаря
мощным подъемным механизмам,
корабли римлян захватывались
крюками, переворачивались и тонули.
Лишь после длительной осады
Сиракузы вследствие измены были
взяты. Это случилось в 21 году до
н.э.
Архимед был убит римским
воином в то время, когда чертил на
песке геометрические фигуры.
Пытаясь решить сложную
задачу — пересчитать песчинки во
вселенной, — Архимед придумал
особую систему счисления. Раньше
пользовались алфавитной
нумерацией. Цифры обозначали
буквами алфавита, а над ними
ставили черточки (титлы), чтобы не
путать цифры с буквами.
Архимед
все числа от единицы до мириады
(число 10 000) назвал числами первыми.
Это первый класс в его системе.
Мириаду мириад (10 000 • 10 000 = 108)
он назвал единицей чисел вторых —
второй класс в его системе. Мириаду
мириад вторых чисел 1016 (10 000 •
10 000 • 10 000 • 10 000) он назвал единицей
чисел третьих. Это число содержит
единицу с 16 нулями, то есть 10
квадриллионов.
Продолжая таким образом
подсчет, Архимед показал, что можно
выразить какие угодно большие
числа. Он определил, что во все
мировое пространство, то есть
сферу с диаметром, равным 1000
расстояний от Земли до Солнца,
можно вместить мельчайших песчинок
не больше числа, равного единице с 63
нулями (1063). Этот подсчет он
описал в своей работе
"Псаммит" ("Исчисление
песчинок").
Архимед решил немало
сложнейших задач своего времени в
механике, математике, астрономии.
Великий греческий ученый стал
первооснователем начал
математической физики и
математического анализа.
ПЫТЛИВЫЕ УМЫ |
Милостивый
закон
В некотором государстве
был такой обычай. Каждый
преступник, осужденный на смерть,
тянул перед смертью жребий, который
давал ему надежду на спасение. В
ящик опускали две бумажки: одну с
надписью "Жизнь", другую с
надписью "Смерть". Если
осужденный вынимал первую бумажку,
он получал помилование; если же он
имел несчастье вынуть бумажку с
надписью "Смерть", приговор
приводился в исполнение.
У одного человека, жившего
в этой стране, были враги, которые
его оклеветали и добились того, что
суд приговорил несчастного к
смертной казни. Мало того, враги не
желали оставить невинному
осужденному малейшей возможности
спастись. Ночью накануне казни они
вытащили из ящика бумажку с
надписью "Жизнь" и заменили ее
бумажкой с надписью "Смерть".
Теперь, какую бы бумажку ни вытянул
осужденный, он не мог избегнуть
смерти. Так думали его враги. Но у
него были друзья, которым стали
известны козни врагов. Они проникли
в тюрьму, предупредили осужденного,
что в ящике оба жребия имеют
надпись "Смерть". Друзья
убеждали несчастного открыть перед
судьями преступный подлог его
врагов и настаивать на осмотре
ящика со жребиями. Но, к изумлению,
осужденный просил друзей хранить
проделку врагов в строжайшей тайне
и уверял, что тогда он будет спасен.
Друзья приняли его за сумасшедшего.
Наутро осужденный, ничего
не сказав судьям о заговоре своих
врагов, тянул жребий — и был
отпущен на свободу! Как же ему
удалось так счастливо выйти из
своего, казалось бы, безнадежного
положения?
Жестокий
закон
Некогда жил жестокий
правитель, который не желал никого
впускать в свои владения. У моста
через пограничную реку был
поставлен часовой, вооруженный с
головы до ног; и ему приказано было
допрашивать каждого путника:
"Зачем идешь?" Если путник в
ответ говорил неправду, часовой
обязан был схватить его и тут же
повесить. Если ж путник отвечал
правду, ему и тогда не было
спасения: часовой должен! был
немедленно утопить его в реке.
Таков был суровый закон
жестокосердного правителя, и не
удивительно, что никто не решался
приблизиться к его владениям. Но
вот нашелся крестьянин, который,
несмотря на это, спокойно подошел к
охраняемому мосту у запретной
границы "Зачем идешь?" —
сурово остановил его часовой,
готовясь казнить смельчака,
безрассудно идущего на верную
гибель. Но ответ был таков что
озадаченный часовой строго
исполняя жестокий закон своего
господина, не мог ничего поделать с
хитрым крестьянином.
Сколько
волос?
Из парикмахерской я вышел
остриженным наголо. Лето — жарко.
Иду и радуюсь. Навстречу —
приятель, очень такой
любознательный и хитроумный
парень. Поздоровался и спрашивает:
"Что же это ты столько волос
оставил на голове?" Я удивился, а
он продолжает: "Сколько,
по-твоему, метров волос осталось у
тебя на голове?" "Метр, два,
может быть, и будет, если собрать
все остатки", — ответил я ему, не
ожидая подвоха. Приятель
рассмеялся. "Ошибся. И во много
раз. Подумай, как следует, прежде
чем ответить на этот простой с
первого взгляда вопрос".
Задача о
трех мудрецах
Три неких древних мудреца
вступили в спор: кто из троих более
мудр? Спор помог решить случайный
прохожий, предложивший им
испытание на сообразительность.
— Вы видите у меня, —
сказал он, — пять колпаков: три
черных и два белых. Закройте глаза.
С этими словами он надел
каждому по черному колпаку, а два
белых спрятал в мешки.
— Можете открыть глаза, —
сказал прохожий. — Кто угадает
какого цвета колпак украшает его
голову, тот вправе считать себя
самым мудрым.
Долго сидели мудрецы,
глядя друг на друга... Наконец, один
воскликнул.
— На мне черный! Как он
догадался?
Продолжите
последовательность чисел:
1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21;...
Вместо
звездочек поставьте в примерах
такие знаки действий, чтобы
равенства были верными:
1) 37,3*=74
2)
3)
Пользуясь
признаками делимости, определите,
делится ли
число 37927175 на 6, 11,15,25.