СКАЗКА ПРО СПРЯЖЕНИЯ Давным-давно в
царстве Грамматика жил-был
славный царь Глагол со своим
глагольным людом. Народ его был
трудолюбивым, деятельным: все
время что-то делал, куда-то спе-шил,
чем-то занимался. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им: Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заме-нить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. - И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а I спряжение - всеми осталь-ными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы го-сударства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой: - Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам. - Что случилось? - По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители - в цар-стве II спряжения. Разреши нам остаться с ними. - Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ. - Смилуйся, государь, сделай исключение. Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исклю-чения относятся ко II спряжению. |
КОРОТКО Оказывается, в лесу нередко встречаются деревья - своеобразные общежития пернатого населения. Однажды в дупле вековой сосны разместились горихвостки и синицы гаички, за отворотом коры поселились пищухи, на суку свили гнездо дрозды-рябиннинки, а в кроне виднелось жилье, сплетенное из грубых сухих веток, это было гнездо канюка, в стене которого устроились полевые воробьи, вывели птенцов и преспокойно их кормили. Такие птичьи дома надо усиленно охранять. Дикие животные лечатся сами. Однажды один американский ученый наблюдал за раненым гиббоном. Сорвав листья с дерева, которое местные жители считали целебным, обезьяна пожевала их и стала прикладывать к ранам. Раны довольно быстро затянулись. Оказывается, некоторые лесные обитатели могут перекликаться между собой, а хищники их не слышат. Это происходит оттого, что звуки они издают в диапазоне частот, который не воспринимается ушами их врагов. И лес, чтобы он лучше рос, необходимо подкармливать. Такие интересные опыты вот уже несколько лет проводятся в Швеции. Минеральные удобрения, например, азотные, разбрасывают с самолета, по двести пятьдесят килограммов на гектар. Как считают специалисты, подкормка увеличивает прирост древесины приблизительно на пятнадцать процентов. |
ПЕРЕМЕНКА Физика - Назовите источники тока. - Розетка. География - В каком виде летом выпадают осадки? - В теплом. - Как приспосабливаются животные севера к суровому климату? - Они все в тёплой одежде. Русский язык - Составьте предложение со словом "кот". - А Васька слушает да ест. Природоведение - Объясни, почему летает голуби. - Потому что его кошки пугают. МХК - Какие разновидности портрета вы знаете? - Биопортрет - это портрет, раскрывающий биографию человека. ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО ВЫПУСКА. 1. Неуловимые мстители 2. Танцующие зрители фестиваля 3. Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала. 4. Черепаха 5. Театр 6. "Голь на выдумки хитра" или "Нужда всему научит" 7.- ВАТА+ГА=ВАТАГА - ЕС+АУЛ=ЕСАУЛ - ОР+ДА=ОРДА |
ПЫТЛИВЫЕ УМЫ
1. Вставьте в пустые клеточки слово так, чтобы оно образовало новые слова. 2. Можно ли вскипятить воду в бумаге? Почему? 3. Какая природная зона Земли позволяет наблюдателю увидеть три времени года (весну, лето, осень) одновременно? Где она расположена? Чем можно объяснить уникальность этого природного явления? 4. Расставьте знаки "+", "-", ":", "·" так, чтобы получились верные равенства: 1 1 1 1 = 12 2 2 2 2 = 10 3 3 3 3 = 111 4 4 4 4 = 8 5 5 5 5 = 80 Ответы в следующем номере |