ГИМНАЗИИ 195 ЛЕТ!
В Петербурге в апреле 1866 года при выходе императора Александра II из Летнего сада раздался выстрел Каракозова. Чудом спасшийся царь начал репрессии в печати и народном образовании. Верный традициям бесстрашных духом В.Белинского, Н.Добролюбова, Т.Шевченко издаваемый Н.Некрасовым журнал “Современник” был закрыт.Та же участь постигла и журнал “Русское слово”, где сотрудничал блестящий публицист Д.Писарев.
Назначенный министром народного просвещения обер-прокурор Синода Д.Толстой, “Аракчеев” Александра II, начал внедрять полицейские порядки в гимназиях и университетах с целью снижения политической активности молодежи. И вдруг, посетив в Таганроге мужскую гимназию в 1867 году, он обнаруживает, что ее директор Н.Порунов является последователем идей педагога-просветителя К.Ушинского, в шкафах учительской – полное собрание сочинений “неистового” Виссариона Белинского, его портрет на стене! Белинского, видевшего спасение России в успехах просвещения и гуманизма, имя которого было запрещено всякому упоминанию!
Требование министра: “Изъять” – было выполнено, но впоследствии прогрессивная часть учителей добилась, чтобы в учительской висел портрет великого украинского поэта Т.Шевченко. Интересно, что и через 40 лет на общей фотографии выпускников гимназии 1907 года в правом верхнем углу можно увидеть бюст отлученного от церкви Л.Н.Толстого – “второго царя России”.
Задолго до толстовского заказа (1871 г.) гимназия, заботившаяся о судьбе своих питомцев, открыла подготовительные курсы для детей в возрасте от 8 до 10 лет (1866 г.) и ввела в курс обучения языки – греческий и латинский, без знания которых нельзя было стать абитуриентами университетов.
С 1868 года гимназия становится классической. Целью же устава министерства становится введение “древних” языков за счет сокращения уроков словесности, чтобы отвлечь учеников от революционных влияний. Но учителя-подвижники нашли выход: под руководством старших воспитанников издавался рукописный гимназический журнал “Досуг”, ставились спектакли. Гимназисты хотя бы даже тайком, но читали В.Белинского, Н.Добролюбова, И.Тургенева. Гимназия пыталась внушить учащимся, что делать добро должно быть потребностью души.
В 1878 году при гимназии был учрежден первый в городе историко-географический музей, а годом позже – преподаватель И.Островский принял участие в шестом съезде естествоиспытателей и врачей в Петербурге. “Многие из моих сверстников покидали гимназию с горечью в душе”, – вспоминал Александр Чехов. Но сохранились и другие частные мнения об альма-матер. Не будем ворошить прошлое, но именно законоучитель Ф.Покровский обратил внимание на литературный талант Антона Чехова и посоветовал ему псевдоним “А.Чехонте”, о чем тот с благодарностью вспоминал, став известным писателем. В гимназии с сочувствием относились к трудному положению в семье Чеховых и разрешили в 1873 году приобрести профессии на ремесленных курсах при уездном училище братьям Антону, Николаю и Ивану.
Да и директор, по воспоминаниям однокашника Антона – артиста А.Вишневского, грозил ему карцером только тогда, когда видел его в “клетчатых панталонах” или в “неожиданного цвета брюках”. Благодаря директору гимназии 16-летний Антон получил бесплатный билет во Дворец Алфераки на концерт скрипача Л.Ауэра и пианиста С.Танеева. Только на знаниях, полученных в гимназии, будущий писатель смог прокормить себя, сделавшись репетитором, когда его родители уехали из-за долгов в Москву.
Именно гимназия добилась двух стипендий от городского управления для получения высшего образования своим ученикам А.Чехову, закончившему гимназию отнюдь не блестяще, и П.Филевскому. Гимназические знания открыли двери Московского университета братьям Антону и Александру Чеховым. В московское училище живописи, ваяния и зодчества поступил Николай Чехов. Сдал экзамен на народного учителя Иван Чехов, удостоенный впоследствии “за усердную службу” Большой медали на Станиславской ленте.
“В классах великих, высоких, светлых” выросла целая плеяда полезных для России и Таганрога людей. Обязанная своим возникновением инициативе градоначальника Б.Кампенгаузена и императору Александру I, начертавшему на прошении-докладной в 1806 году: “Быть по сему”, гимназия принесла величайшую пользу. Многие из ее выпускников своими фамилиями украшают страницы энциклопедических словарей – поэт Н.Щербина, писатель А.Чехов, художник-передвижник К.Савицкий, этнограф В.Богороз-Тан, композитор В.Захаров, артист А.Вишневский, мостостроитель Н.Белелюбский.
Получили известность хирург Н.Богороз, историк-краевед П.Филевский, композитор С.Майкапар, известный чеховед С.Балухатый, писатель И.Василенко, врач И.Шамкович.
На факультетах Московского университета обучалось такое количество воспитанников гимназии, что они создавали там свои землячества. Многие из них не забывали Таганрог.
Возникновению краеведческого музея (1898 г.) город обязан А.Чехову и его соученику П.Иорданову (член городской Управы). В течение 14 лет Чехов пополнял книжный фонд городской библиотеки. Только в 1898 году он отправил труды 70 классиков французской литературы (319 томов).
В 1897 году Чехов, находясь в Париже, но просьбе уже городского головы Иорданова, вел переговоры со скульптором М.Антокольским о памятнике Петру I для Таганрога.
Немного с опозданием, но город получил в свой 200-летний юбилей безвозмездно переданный скульптором историко-романтический бронзовый монумент Петра I. А ведь первыми, к кому обратился писатель для сбора средств на памятник, были его товарищи, закончившие таганрогскую гимназию: А.Яковлев, А.Коломнин, П.Сергеенко и брат Александр.
В 1910 году, не без личного участия Иорданова, городской голова А.Хандрин обратился к другу Чехова архитектору Ф.Шехтелю с просьбой в честь 50-летия со дня рождения писателя выполнить проект для здания библиотеки, о которой так мечтал наш великий земляк.
Но особенно приятно, что именно воспитанник и преподаватель старой гимназии – П.Филевский – оставил нам свой обширный труд о 200-летней истории Таганрога, труд, на базе которого работают все краеведы города: “Таганрогская гимназия вместе с Ришельевской в Одессе древнейшая гимназия в России. Она дала образование многим молодым людям, из которых вышло немало деятелей на различных поприщах жизни общественной, как в самом Таганроге, так и в других местах нашего обширного отечества”.
С установлением советской власти в городе гимназия была закрыта.
ПОЗДРАВЛЕНИЯ ГИМНАЗИИ |
С юбилеем
поздравляю! Чтобы так же ты блистала Чистотой и новизной. И чтобы ты не потеряла Свой магический покой! Екатерина Фетисова |
Желаю счастья и здоровья, Улыбок, бодрости и сил. Чтоб каждый день в обычной жизни Нам только радость приносил Андрей Головин |
|
Лебединой стаей куда-то Улетают из жизни года, И не будет им больше возврата, Повторить их нельзя никогда. Пусть сегодня звучат поздравленья, Их так много, что хватит на век. Так живи же, душой не старея Ты гимназия наша во век! Валерия Ткач |
Для нас она простая, Родная, золотая, Она, пожалуй, даже Всех мисс и миссис краше! С ней трудный день не страшен. И каждый день с ней важен! Её мы обнимаем – И долгих лет желаем! С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ГИМНАЗИЯ! Евгений Тагаев |
|
Из всего везения Школе пишут поздравления. Поздравляю с юбилеем, Чтобы в школе не болели, Чтобы было хорошо, Не было бы плохо. Счастья
радости желаю, Желаю счастья и добра! Гиб-гиб ура! Гиб-гиб ура! Илья Леонов |
Дорогая гимназия! С днем рождения! Пусть ангел жизнь твою хранит, Беда пускай тебя не знает, Пусть горе от тебя бежит, Ученики не забывают. Александра Криуленко |
|
Сто девяносто пять! Уже ведь юбилей! А сколько повидала ты детей! Антоша Чехонте Сидел за партами твоими И научился многому он здесь. А в годы войн туговато было, Но отстояла ты! И вот сейчас, чрез много лет Увидела XXI век! Ты наша радость и тревога, Та наша гордость и забота, Ты наша школа дорогая, И очень любим мы тебя! Олеся Яловая |
О, гимназия! Тебе 195! Мы тебя поздравляем! Много хорошего тебе пожелаем! Детей тебе гимназия наша все больше любить, Уважать и много историй дарить! Любящая гимназию Мария Шульга С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ! |
|
Желаю любимой гимназии благоустройства, большой помощи. Хочу что б гимназия стала гигантским небоскребом, много хороших учителе и, конечно, больше денег. Дмитрий Кочубей |
К милой школе с поклоном Мы сегодня пришли. Мы – веселые, скромные Дети, школа, твои. У тебя день рождения И большой юбилей, Так прими поздравления От родимых детей. В наших душах навеки Свой приют ты нашла. Как полны весной реки, Так и души тепла. Любим, ценим и верим: Сила духа – крепка. И , как мама и бабушка, Ты нам очень нужна. С уважением головы Мы склоним пред тобой, И погладишь их снова ты Учительской теплой рукой. Это счастье – вновь чувствовать Ласку школы родной. Ни к чему даже мудрствовать: Мы ведь крови одной! Нами вечно любимая, Нет дороже, родней! Школа, Богом хранимая, Ты живи, не старей! Илья и Александра Бражниковы |